В линейке бульдозеров второго поколения завода ДСТ-УРАЛ есть две машины, внешне очень похожие - D9 и D10. Их сходство часто заставляет наших покупателей обращаться в коммерческий отдел завода с вопросом: чем же различаются модели? Сегодня мы сравниваем машины, чтобы вы могли подобрать подходящую под ваши задачи технику.
Первое различие в массе. D9 является наиболее легкой техникой в серии, его тяговый класс девятый. Класс D10, соответственно, десятый, и весит он на тонну больше. Невооруженным глазом эту разницу заметить непросто, но на работе бульдозеров она сказывается существенным образом.
От своего предшественника D10 отличает целый ряд особенностей: характеристики трансмиссии, системы Fan Drive, насоса и распределителя, отвала, воздушного фильтра и фильтров гидростатики, ведущего колеса гусеницы, фар. Более мощная гидростатическая трансмиссия добавляет D10 около 10 % тяги относительно D9.
За счет системы Fan Drive последнего поколения на D10 достигается максимальная топливная экономичность. Аксиально-плунжерный регулируемый насос автоматически регулирует поток от максимума до минимума, жидкость не дросселируется, соответственно, нет потерь. Этого преимущества лишен D9, оборудованный обычной системой Fan Drive с шестеренным нерегулируемым насосом и блоком регулирующих клапанов. Скорость вращения вентилятора регулируется здесь за счет дроссельного клапана, поэтому часть энергии жидкости уходит в нагрев, снижая КПД системы. Необходимо отметить, что Fan Drive сама по себе передовая технология, которая используют далеко не все производители бульдозерной техники.
Сходным образом дела обстоят с работой гидронасоса. На D9 установлен обычный шестеренный насос рабочего оборудования и обычный проточный распределитель. Насос дает постоянный поток, часть жидкости уходит в навеску, часть дросселируется в золотнике распределителя, то есть переходит в нагрев и потери энергии. Бульдозер D10 оборудован аксиально-плунжерным насосом с обратной связью по нагрузке от распределителя (LS - Load Sensitive). В результате насос выдает в распределитель ровно столько жидкости, сколько в настоящий момент нужно навеске, исходя из команды оператора.
На D9 установлен обычный отечественный фильтр воздушной системы ДВС, на D10 стоит запатентованный фильтр фирмы Donaldson. Его преимущества - это встроенный эжекционный предфильтр и увеличенная грязеемкость. Для спецтехники, работающей в условиях пыли и грязи, это существенный момент: улучшенный фильтр уменьшает повреждения двигателя и увеличивает срок его службы.
Оптимизирован на D10 и процесс замены при износе зубцов ведущего колеса гусеницы. Ведущее колесо у этой машины сегментное - 9 сегментов по 3 зуба. Их можно менять поочередно, без демонтажа гусеницы. На D9 ведущее колесо гусеницы литое. Соответственно, при износе зубцов меняется все колесо в сборе, требуется снятие гусеницы - процесс более трудоемкий и затратный по времени.
D9 и D10 не только работают и обслуживаются, но и светят по-разному. На D9 установлены галогеновые фары, а на D10 светодиодные. Несмотря на засилье галогенок в промышленности, светодиодные приборы завоевывают этот сегмент благодаря своей долговечности и большей энергоэффективности.
Мы сравнили бульдозеры D9 и D10 и выяснили, что эти братья по серии вовсе не являются близнецами. Разный тяговый класс, различия в характеристиках целого ряда систем и оборудования отражаются как на производительности, так и на цене машин. Но несмотря на очевидные преимущества D10, бульдозер D9 отлично справляется со своими задачами там, где требуется более легкая техника.